Отдел развития потребительского рынка предпринимательсятва и туризма городского округа Первоуральск

Адрес: 623100, г. Первоуральск, ул. Ватутина, 41

Телефон: +7 /3439/ 64-95-01

E-mail: turizm@prvadm.ru

Написать обращение

Музей «Живая связь времен» МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»

Руководитель музея «Живая связь времен»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»

Кирсанова Марина Владимировна

Музей — пространство гражданского становления

(Из опыта работы школьного музея).

Исходя из имеющейся материально-технической базы и на основе Программы

развития школы, в музее была разработана Программа по патриотическому

воспитанию учащихся на 2006-2010 годы. В ее основу были положены

методическая тема и задачи работы школы.

Деятельность школьного музея, в первую очередь, способствует

формированию гражданской позиции и мировоззрения школьников. Процесс

гражданского становления в условиях музея включает в себя участие школьников

в общественной жизни, обогащение их социального опыта, развитие интересов и

склонностей и ориентирован на развитие таких качеств гражданина, как

интеллект, нравственность, коммуникабельность, культурность,

информированность, патриотизм, толерантность, любовь к семье. Сущность

проводимой работы заключается в сохранении и передаче социальной памяти.

Работа с учащимися строится на основе принципа учета психолого-возрастных

особенностей и доступности. На первой ступени формируем у младших

школьников необходимые навыки поведения в музее, желание познакомиться с

историей своей школы. На второй ступени формируем чувство гордости за свою

школу, интерес и стремление к овладению историей и традициями школы.В

старших классах музей помогает школьникам сформировать собственную точку

зрения, установить связи и отношения, создает особое пространство

воспитательно-образовательной деятельности.

В деятельность музея вовлечены все участники образовательного процесса. Он

организовывает работу, в том числе консультационную и методическую, с

педагогами школы и города, выпускниками школы, ветеранами педагогического

труда, общественными организациями. Таким образом, музей играет роль

связующего звена между школой и социумом.

Социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей

оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных

и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие

российского образования как важнейшего фактора формирования патриотизма.

Музей должен стать основой консолидации общества и укрепления государства.

В своем учебном заведении мы развиваем идею школьного музея как

открытого социального института на основе принципа открытости и

добровольности. В нашем школьном музее каждый из посетителей видит

отражение своей собственной жизни, независимо от времени обучения. Учащиеся

и их родители, педагоги и выпускники являются основными потребителями

школьного музея.

Соблюдение принципа востребованности позволило увеличить приток

посетителей, развить разнообразные формы работы. Успешное использование

2

принципов диалогизации и предметности позволило привлечь разные категории

аудитории. Диалог с посетителями побуждает их к самостоятельному

творческому поиску, осмыслению. Происходит не просто трансляция

информации, а воздействие на чувства, эмоции человека. За годы существования

музей посетили 6223 человека. Музей можно с полным правом назвать центром

по сохранению и развитию школьных традиций.

 Музей может способствовать формированию социально значимых

ценностей и сохранению качества нравственных идеалов.

* Для преодоления этих негативных явлений и содействия общественной

активности школьников музей организует своевременное информирование

школьников о значимых событиях, которые происходят в стране, городе, школе.

* Школьный музей стал инициатором нескольких общешкольных акций и

мероприятий, но самым ярким впечатлением 2007-2008 учебного года стала

общешкольная конференция «Судьба выпускника в истории города», а в 2008-

2009 году — общешкольный праздник «Родительский дом – начало начал».

Социально значимая деятельность сплотила детей и взрослых, способствовала

формированию чувства сопричастности и уважения к прошлому, укреплению

внутрисемейных связей.

Воспитание в условиях школьного музея имеет большие перспективы. В

отличие от уроков, где воспитание осуществляется на вербальном уровне, музей

дает возможность учить и воспитывать, опираясь на первоисточник. Процесс

воспитания в музее происходит в эстетически значимой, информационно

насыщенной предметно-пространственной среде. Ребенок реально ощущает свою

сопричастность к событиям, находясь вне учебного помещения. Расширяется его

чувственно-эмоциональный опыт, развивается способность к ценностному

переживанию. Исследовательская деятельность позволяет школьнику

сформировать систему ценностей, в которой главным оказываются человеческие

отношения.

В перспективе развития школьного музея определены следующие

направления:

— обеспечение большого выбора средств, методов, приемов воспитания

музейными средствами, соответствующих мотивации школьника;

— вовлечение учащихся в поисковую, исследовательскую, экскурсионную,

собирательскую работу для активизации процесса восприятия;

— поиск эффективных форм работы с разными категориями социума;

— активное включение родителей в воспитательный процесс;

— объединение всех участников образовательного процесса в совместной

деятельности.

Это позволит разработать комплекс социальных практик общественнополезной деятельности и сформировать опыт гражданского поведения учащихся.

Используемые и планируемые технологии работы позволяют интегрировать

музейно-краеведческую работу в учебный процесс и сферу дополнительного

образования. Музей стал составляющей школьной жизни и импульсом для

творческой самореализации участников образовательного процесса и

интегрирован в учебный процесс. Это одна из форм работы по развитию

3

творческой и общественной активности учащихся в процессе сбора,

исследования, обработки и оформления материалов, имеющих воспитательную и

познавательную ценность.

Внешние результаты работы школьного музея можно увидеть и зафиксировать.

Это количество посетителей и экскурсий, разнообразие форм, средств и методов

работы, итоги участия в городском и областном смотре школьных музеев,

увеличение фонда подлинных материалов, результаты поисковой деятельности.

Они свидетельствуют о том, что все средства музейной педагогики используются

для героико-патриотического, нравственного воспитания творческой личности.

Внутренние результаты увидеть сложнее. Они выражаются в положительных

изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте. В

настоящее время можно уже говорить о достижениях в воспитании «своего»

посетителя, когда не только ученические коллективы приходят на мероприятия,

но отдельные школьники заходят, интересуются, расспрашивают, делятся

впечатлениями, переживаниями, материалами. Учащиеся школы проверяют,

представлен ли материал об их достижениях на сменных стендах и передвижных

экспозициях, а выпускники обращаются за помощью в поисках необходимых

материалов. От простой созерцательной экскурсии музею удалось продвинуть

посетителей к осмыслению серьезных вопросов и проблем родного края, города,

истории, культуры, страны в целом. Используемые формы и методы работы

обладают значимым воспитательным потенциалом, а представляемые материалы

вызывают несомненный интерес для школьников и представителей социума.

Школьный музей стал той средой, где человек перестал быть объектом

воспитания, поскольку имеет возможность самостоятельно выбирать траекторию

постижения времени.

В школе сложились объективные условия для сохранения и использования в

воспитании подрастающего поколения живой памяти народа. Музею удалось

стать душой школы. Его можно с полным правом назвать лабораторией,

открывающей горизонты восприятия прошлого и реконструкции будущего.

Адрес местонахождения: г. Первоуральск, ул. Чкалова, 2б

Информация с сайта: http://www.school2prv.org/docs/kop6.pdf